Дмитрий Родионов: наш главный интерес – популяризация литературы о театре

Сегодня в музее состоится III церемония вручения Премии в области литературы о театре «Театральный роман». О Премии рассказывает генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
— Дмитрий Викторович, 97 выставок, 500 мероприятий в течение года, Бахрушинский благотворительный фестиваль, благоустройство Главной усадьбы, открытие представительств в регионах – при таком темпоритме зачем музею ещё и своя Премия?
— Наш главный интерес – популяризация литературы о театре. Это одно из направлений научно-исследовательской работы музея. На основе нашей коллекции мы издаём много интересных и разнообразных книг. Но в целом картина в этой области по России очень пёстрая, неоднозначная и носит броуновский характер: Москва и Санкт-Петербург живут в одном ритме, регионы – в другом. Нет обмена информацией о новых изданиях о театре, а эти книги очень важны для просвещённого человека, интересующегося искусством, историей отечественной культуры.
Идея Премии родилась как фактор привлечения внимания читателя к книгам о театре замечательных авторов. Появились люди, которые её поддержали. Попечительский совет Премии во главе с бизнесменом Хуго Эрикссеном нам очень сильно помогает.
— Что можно сказать о географии Премии? Выросло ли за 3 года количество заявок?
— Данные мониторинга, который музей осуществляет в течение года, включают не только столичные, но и региональные издательства. Безусловно, книг стало больше. В 2016 году Экспертный совет рассмотрел порядка 200 книг. В «длинный список» вошли 27 изданий, в «короткий» — 7.
— Каковы критерии отбора экспертами книг в «длинный» и «короткий» списки? Очень трудно не быть субъективным в оценке…
— Книга сама по себе – субъективное явление искусства. Каждый, кто её читает, имеет о ней личное суждение. Тем не менее, есть литература, которую мы называем классикой. По какой-то причине она привлекает многих людей, находящих в ней точки опоры. Также и с Премией. Книги читают профессионалы – ведущие театроведы, искусствоведы, критики. В обсуждении субъективных точек зрения возникает общее сопряжение в выборе книги, достойной внимания Премии. Это единственный критерий, он одновременно субъективный и профессиональный.
— Вы помните первую книгу о театре, которую Вы прочитали? Когда это было?
— В 15 лет, я готовился к поступлению на театроведческий факультет театрального института. Получив список литературы, я впервые стал читать книги о театре, начиная с «Моей жизни в искусстве» Станиславского, заканчивая пьесами Шекспира, Чехова, других классиков.
— Какая сейчас книга о театре с Вами, лежит на столе или сопровождает в дороге?
— На днях за ночь прочитал книгу о Марине Тимофеевне Семёновой, — издание Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подаренное мне ректором Николаем Максимовичем Цискаридзе.
— Изменилось ли Ваше восприятие книг о театре, ведь теперь Вы читаете как профессионал, возможно, больше анализируя и сравнивая с личным опытом?
— Вряд ли. Если книга чем-то привлекает — содержанием, контекстом, талантом автора, его умением выстраивать рассказ или научное исследование, то подпадаешь под её обаяние. Это единственный критерий: или ты её читаешь или после пяти страниц начинаешь скучать и закрываешь.